Хочу поделиться записью из своего дневника. Переезд в Петербург три года назад сильно повлиял на моё душевное состояние и усилил продолжавшийся много лет экзистенциальный кризис, что привело к серьёзной депрессии. Благодаря новому окружению, близким людям, терапии и узнаванию себя мне удалось преодолеть этот тяжёлый период. Ощущаю, что данный текст может быть полезен каждому из нас, ибо любой человек рано или поздно сталкивается теми же вопросами.
"Кажется, мне удалось найти философа, чьи взгляды я полностью разделяю. Им стал норвежец Петер Цапффе. Его идеи стали дальнейшим развитием того, о чём говорили Артур Шопенгауэр, Лев Толстой и даже Фридрих Ницше. Цапффе формулирует, что вселенная и жизнь абсолютно бессмысленны и ужасны. А проблема человека как вида состоит в том, что наш разум способен осознать этот факт. После такого осознания у личности уже нет возможности это «развидеть».
Несмотря на то, что в депрессии тяжело вести какую-либо продуктивную деятельность, сам по себе взгляд на жизнь из этого состояния является объективным. Мне постоянно не хватало подтверждения своей правоты. Похоже, моя жена была права, когда много лет назад сказала, что мне следовало бы, как любому разумному человеку, ознакомиться с трудами философов и сэкономить таким образом время и силы на познание мира. Однако, всё уместно вовремя, и следовало найти нужных философов в нужный момент.
Итого, имеем то, что существование и жизнь точно так же бессмысленны и ужасны, как несуществование и смерть. Я полностью согласен с утверждением Цапффе о том, что никто не может помочь никому из нас на глубинном уровне. Нет смысла ни в том, чтобы собственноручно прервать жизнь, ни в том, чтобы мучительно цепляться за её продление и продолжение. А вся наша жизнь по сути своей является мучительной попыткой бегства от осознания бессмысленности и хаотичности этой самой жизни.
В своих трудах Цапффе формулирует четыре возможных механизма, позволяющих проводить жизнь не в состоянии перманентного экзистенциального кризиса:
• Изоляция — полное отстранение и отказ от сколько-нибудь глубоких размышлений на философские темы. «Если я этого не вижу, значит, этого нет». Фактически, это означает бегство от реальности, детское и беспомощное.
• Фиксация или анкеровка — создание или выбор для себя привязок, абсолютных, нерушимых ценностей. Опора на людей, сообщества или верования позволяет экономить силы и перекладывать часть ответственности за жизнь. Однако, разрушение объектов анкеровки, столкновение с ложностью убеждений наносит глубокие травмы и вновь оставляет человека наедине с экзистенциальным ужасом.
• Отвлечение — поиск занятий, удовольствий, впечатлений, позволяющих держать разум в плену. Понравилась формулировка Льва Толстого о такой разновидности людей. Мол, осознают, что раз нет ничего, кроме возможности слизывать капли меда с цветов жизни, то делать это нужно с максимальным удовольствием. Сталкиваюсь с этим постоянно с момента, когда перестал работать. Сложно придумать, чем себя занять, потому что не ощущаешь в этом внутреннего объективного смысла или ценности.
• Сублимация — перенаправление сил и жизненной энергии на создание чего-то полезного и позитивного. Творчество, наука, помощь людям, развитие человечества. Этот вариант является, наверное, самым приемлемым для людей, считающих себя разумными. Стоит при этом помнить, что сама возможность сублимировать и улучшать мир не делает такие занятия и их результаты объективно важными. Ни для себя самого, ни для человечества, ни для Вселенной вообще.
Тяжело переломить в себе желание оставаться в состоянии осознания бессмысленности. Ведь страдать так праведно, это единственное настоящее, что возможно. Вот я и сформулировал, почему я в каком-то смысле предпочитаю оставаться в депрессии. Так я ощущаю себя в единственно возможной «разумной» позиции мыслящего сознания. Это мой способ «ухода в реальность». Только с точки зрения повседневности получается, что от реальности, в которой приходится жить, я бегу.
Забавно, так многого всё время боюсь. Никогда не приходило в голову, что страх точно так же не имеет смысла, как и его отсутствие. А ведь отсутствие страха позволяет существовать гораздо легче.
Хорошо то, что с чистой совестью могу позволить себе остановить поиски смысла жизни, которые упорно продолжал вести. Смысла нет. И нет также смысла постоянно сидеть и осознавать это отсутствие. Такое небытие не лучше бытия со всеми его трудностями, проблемами, радостями, моментами потока и любви. Хочу, чтобы это стало началом нового пути. Нужно никогда не забывать, что я вижу мир таким, какой он есть. Но пытаться жить во вселенной и менять её. Просто потому, что больше нечем заняться, пока ожидаешь смерти."